Вчера прилетели в Мьянму (бывшая Бирма, хотя сами бирманцы называют страну Бама) в город Мандалай.
Бирма — страна в ЮВА с населением 60 млн чел (70% заняты в сельском хозяйстве), где 90% буддисты.
Мандалай
Мандалай — город с населением 1 млн чел, в прошлом столица Бирманской империи.
Быстро прошли все формальности и час добирались в отель на минибасе. Деньги поменяли здесь же в аэропорту. Курс зависит от номинала купюр, но разница не большая.
Дороги (там где они есть) платные. Везде кто-то стоит и собирает деньги (стоимость смешная). Но сами дороги так себе, не разгонишься. Хорошие дороги вряд ли будут пока их строят почти вручную. Женщины таскают на голове щебень в плетёных корзинах и равномерно разбрасывают. Хорошо, что каток есть, а не слоны утаптывают 🙂
Движение правостороннее, но подавляющее большинство авто с правым рулем. Даже автобус может подъехать к отелю, а двери со стороны проезжей части. Хотя неправильных автобусов меньше, чем машин. Светофоров почти нет и от этого движение хаотичное и шумное. Подъезжая к перекрестку или совершая манёвр, каждый водитель сигналит, чтобы предупредить остальных, поэтому сигналят все.
Люди живут очень бедно, но тянутся к цивилизации. В городе нормальные дома из кирпича или бетона, а за городом традиционный бирманский домик — это каркас из бамбука с примотанными к нему плетёнными из пальмовых листьев стенами. Вдоль дороги продают готовые уже сплетенные листы, поэтому собрать себе жилище можно за день. Подумайте, может и не стоит платить за отель?
Многие бирманцы жуют бетель (кусочки орехов пальмы катеху с листьями Piper betle) и носят юбки, а бирманки наносят на лицо — танакха (маска из порошка дерева Ферония лимонная).
Бирманские юбки — Лонджи имеют разные названия, так мужская юбка называется пасхоу, а женская-тхами.
Первое впечатление очень хорошее. Люди отзывчивые и приятные.
Мингун, Сагаинг и Инва
Взяли такси на весь день (спросили на рецепшне вечером), чтобы посмотреть окрестности: Мингун, Сагаинг, Ава (Inwa), Амарапура. Это все бывшие столицы в разные периоды истории. Вся поездка обошлась в 50K кьят (чуть больше 30 долл) с ожиданиями.
Сначала поехали в самую дальнюю точку — Мингун.
По дороге особо насладиться видами не удалось:): вдоль пыльной дороги развалы арбузов и дынь (вроде нашей «колхозницы») сменялись шалашами, образцами дендрофекального зодчества с развешенным бельём, пасущимися рядом коровами и кучами мусора. Чуть поодаль от города дорога шла вдоль реки. Река Иравати широка и прекрасна в своём дзенском спокойствии, особенно красивые виды на реку открываются в Сагайине.
Первая остановка на пути Мигуйин (Мингун) — бывшая королевская резиденция. Король Бодопайя был фанатичным буддистом, преследовал еретические секты, ввёл смертную казнь за употребление алкоголя, курение, употребление опиума и убиение животных (в общем, Бодопайя был воинственным веганом); построил огромное количество пагод.
Ехали полтора часа и это того стоило. В Мингуне изящная белоснежная Пагода Синбьюме-Пайа, большой колокол весом в 90 тонн и недостроенная пагода Мингун-Пайа.
Пагода Синбьюме-Пайа была построена в 1816 г, но в 1836 г ее полностью разрушило землетрясение. Однако по приказу короля Миндрнам в 1874 году пагода была восстановлена.
Мингунский колокол — второй по величине колокол в мире (был самым большим пока не зазвонил Колокол Счастья в Китае в 2000 г).
Очень впечатляет Мингун-Пайа, она огромна, но построена всего на треть и позже частично тоже разрушена землетрясением. Если бы ее достроили, то она была бы самой большой ступой в мире, выше пирамиды в Гизе.
Следующая остановка Сагайинг- расположенный на берегу реки Иравати, город с 700 летней историей с множеством традиционных домов, 6-ю монастырями и прекрасными видами на реку.
Основные достопримечательности в Сагаинге на холме, это пагоды U Ponya Shin и U Min Trounzeh.
Следующим пунктом нашей программы было посещение древней столицы Инвы.
Инва (Ава) была столицей (с перерывами) около 400 лет с 1364-1857 гг., и расположена на острове. Туристов перевозят на остров на лодке, а дальше их поджидают извозчики на одноколках с запряженными в них маленькими лошадками. Оторвавшись от назойливой торговки колокольчиками, слониками и прочими фигурками и не поддавшись на уговоры и запугивания извозчиков, что «очень далеко» — вышли на дорогу.
Поскольку трястись в сгорбленном состоянии представлялась малоприятным занятием, да и после машины, хотелось немного размяться, двинулись в путь пешком.
Сейчас Инва представляет собой деревню с домиками, разбросанными среди банановых плантаций, полей риса, кукурузы и нута.
Из дворцовой части столицы сохранилась только дозорная башня, также можно увидеть остатки крепостных стен и ворот.
Две другие достопримечательности — монастырь Mahar Aung Mye Bon San и тиковый монастырь Bagaya.
Несмотря на небольшой крюк, приятно прогулявшись по сельской местности с чистым воздухом, посмотрев прочие ступы, встречавшиеся нам на пути, к переправе мы вернулись даже раньше времени. Автомобиль на котором мы приехали нашли сразу, а водителя пришлось поискать.
Следующая остановка — Амарапура, тоже бывшая столица, основанная в 1783 году, ярым буддистом-королем Бодопайя. Поскольку при очередном переносе столиц и строительстве железной дороги дворцовая часть была разобрана на материалы, то смотреть особо нечего, только тиковый мост У-Бейн и ступа Патододжи, построенная по приказу Бодопайя.
Закатное солнце мягким, розоватым светом освещало белоснежные бока ступы, вечернее прозрачное высокое голубое небо подчеркивало глубину мироздания.
Водитель завез нас на ткацкую фабрику, где можно было купить что-нибудь из одежды.
Вернулись уставшие и довольные. Нагуляли 20 км.
Королевский дворец и холм Мандалай
На следующий день гуляли по городу: прогулялись вдоль квадрата (старый город отделённый рвом и крепостной стеной), посетили Королевский дворец, монастырь Atumashi, пагоду Kuthodaw и поднялись на холм Мандалай.
Дворец — режимный объект, нужно сдать паспорт в обмен на бейджик и зарегистрироваться в журнале. Дворец был построен в 1859 году, когда Мандалай стал столицей. Дворец выполнен из древесины и был частично разрушен во время Второй Мировой Войны после бомбардировки и восстановлен в 1990 году.
В монастырь Atumashi войти не удалось. Китайский Новый год — 4 дня праздников и вокруг монастыря были толпы народу. Пускали только обладателей оранжевых цветочков-значков. Обладатели других цветочков-значков ожидали своей очереди.
Мы не сильно расстроились, поскольку оригинальный монастырь 1857 года построенный из тиковых брёвен сгорел в 1890 году и отстроен в 1990-х годах, тоже новодел.
В Пагоде Kuthodaw хранится Трипитака — учение Будды в трёх частях. В каждой ступе по одной табличке с текстом.
Планируя насладиться видами мы двинулись на холм Мандалая, но реальность оказалась далека от ожиданий 🙂 Грязная лестница поднималась среди мусора и раскладок уличной торговли, а наверху с иностранных туристов еще и собирают по тысяче кьят. Вид особо не завораживал.
Спустились вниз, и прогулявшись вдоль квадрата, вернулись в гостиницу. Я зашёл в соседнее турагентство, чтобы купить авиабилеты из Багана в Янгон. Квест, которого я не ожидал 🙂
Мьянма – страна гладких долларов или квест покупки авиабилетов!
За пару дней мы уже поняли, что дороги убитые и ехать автобусом – еще то удовольствие! 4 часа до Багана еще можно потерпеть, а из Багана в Янгон это будет, мягко говоря, некомфортно. В общем, надо было попробовать купить билеты на самолет в Баган-Янгон в турагентстве возле нашего отеля.
Сам процесс бронирования и покупки ничем не отличается от общепринятого, но расплачивался я очень долго. Саша даже начала беспокоится – куда я пропал!
К оплате за авиабилеты принимают только доллары и только ни разу не гнутые. Если купюра была хоть однажды сложена — это уже не деньги. Так, просто бумажка 🙂 Это не шутка! Все очень серьезно! Каждую банкноту очень скрупулезно рассматривают на предмет складок и выносят вердикт – годная или нет.
Мне пришлось перешерстить все долларовые купюры. Я виртуозно выравнивал их о край стола. Да, девушки в турагентстве смотрели на меня как на волшебника! Видимо, такое они видели впервые. Но как я не изловчался, одной гладкой купюры все таки не хватало. Я уже даже подумал вернуться в отель за утюгом… Нет, не для того чтобы убедить турагента в подлинности денег. В далекие 90-е, когда мы были студентами и пытались выжить, все оставшиеся в конце дня наличные нужно было либо вложить в любой товар, либо поменять на доллары, иначе эта сумма к утру обесценивалась… Да, такая была инфляция. Естественно, что менялы вечером продавали уже только повидавшие многое купюры. Но мы все равно брали и такие. Стирали их, клали между двух листов бумаги и проглаживали горячим утюгом пока купюра не высохнет. В результате были почти новенькие, абсолютно гладкие Гамильтоны или Джексоны.
Когда я разгладил уже почти все купюры о край стола и не хватало только двадцатки – я поинтересовался у девушки-турагента нет ли у них утюга. На ее лице читалось полное непонимание, но к счастью, ее начальница, еще раз перебирая гладкие долларовые купюры сказала, что последняя двадцатка тоже годится. Нужная сумма со скрипом набралась. Хорошо, что у меня нашлись новейшие двадцатки без заломов, я их случайно намотал на десяток гривневых купюр и засунул в карман. О потертых или сложенных банкнотах речь вообще не шла — их отмели сразу. Но покупка прошла успешно. Сдачу мне дали купюрами, которые никогда не складывались, 8 долл (5+2+1). Новейшие купюры с давним годом печати. В штатах такие деньги явно вызвали бы подозрение 🙂 Но главное, что у нас есть билеты на самолет.
С обменом денег в Бирме проблем нет, в отеле сложенные доллары принимают, но чуть дешевле, а в аэропорту принимают и сложенные купюры, но курс зависит от номинала (100 — самый высокий курс 1325, 50 — ниже 1320, 20 и мельче — ещё ниже), но если вам нужно купить авиабилеты — запасайтесь плоскими долларами, либо меняйте на гладкие в отеле.
На следующий день днем едем в Баган автобусом. Билеты купили на рецепшне отеля.
Баган
В Баган добрались уже вечером. Дорога заняла 4 с половиной часа, но реальное время в пути даже меньше, поскольку сделали две остановки: одну для посещения туалета и вторую 30 минут на поесть. Дорога, конечно, не очень, но трясло не сильно и время прошло довольно быстро. В автобусе кроме нас было только две пары туристов и один бирманец. Автобус с кондиционером, даже раздали по бутылочке воды и влажные салфетки. Реальность оказалась лучше, чем ожидания. Ещё один плюс, что на автостанцию не надо добираться самостоятельно, к отелю приезжает развозка, которая привозит прямо к нужному автобусу, и, аналогично, — в пункте назначения. Правда, развозка заезжает и за другими пассажирами в другие отели. За то мы посмотрели, где останавливаются другие туристы. Наш отель можно сказать Белладжио.
Перед тем как нас пересадить в развозку в Багане, всем продали билеты в археологическую зону (билет у нас проверяли потом только в храме Ананда).
Утром выдвинулись на осмотр пагод в Старом Багане. Баган это Новый и Старый город. Раньше горожане жили в старом Багане, т.е. прямо среди древних ступ, но когда его внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то для людей построили Новый Баган и всех переселили туда, а старый зачистили от халуп, хотя некоторые не смирились и в археологической зоне можно встретить традиционные бирманские жилища. Правда, есть и несколько хороших отелей.
По сторонам дороги из Нового Багана — множество пагод и храмов, если все осматривать можно не успеть посмотреть главные достопримечательности.
Основные строения на территории Паганского царства относятся к 11-13 векам. Самыми главными с религиозной точки являются пагоды, где хранятся зубы Будды: Swezigon и Lawkananda, а также Swe San Daw, где хранится волос Будды. В некоторых пагодах сохранились настенные росписи.
По дороге в старый город первый, из наиболее интересных, это храм Manuha — один из старейших храмов Багана (11 век), построенный пленным монским королем Манухой. Следующий на пути-Myin Kabar Gubyaukgyi (12 век) с большим количеством наистарейших фресок, найденных в Багане.
Приятно бродить среди остальных пагод вдали от людей. На территории старого города самые большие храмы это Gawdawpalin и Thatbyinnyu.
По дороге в Ньянгу (тоже город рядом с археологической зоной) посетили ещё три храма: один из крупнейших — Ананда (12 век), Htilominlo (13 век), высотой 46 метров, построенный во времена правления короля Htilominlo и Gubyaukgyi (12 век), в котором сохранились фрески.
Самым дальним пунктом был золотой храм, хранящий зуб Будды — Shwezigone. Купив возле храма папайю, двинулись в обратный путь, намереваясь посмотреть ещё два храма: Shwesandaw (11 век, волос Будды) и Dhammayangyi -самый крупных храм Багана.
На закате мы как раз и достигли конечной точки нашего сегодняшнего маршрута. Вереница повозок с туристами нас догнала на подходе к храму, так что пешком получилось даже быстрее.
Оставалось только успеть до темноты вернуться в Новый Баган. Находив километров 30, с удовольствием прогулявшись по Паганскому царству вернулись в отель.
На следующее утро решили изменить себе и, вместо «поезда N11» (пешком), использовать другое транспортное средство, а именно, взять в аренду е-bike (электроскутер) и съездить в южную часть Багана, где, согласно путеводителю, в ступах хорошо сохранились фрески. Аренда скутера 6К кьят (4,5 долл) в день, паспорт не нужен, права тоже.
Путеводитель не подвёл :), есть что посмотреть, в общем, остались довольны.
На обратном пути, заехали на рынок за фруктами (надо сказать, что фрукты в Мьянме невкусные. Арбузы, папайя, ананасы, гуава, авокадо, помидоры — все продают незрелое, может не сезон) и вернулись к обеду в гостиницу.
Поскольку нам хотелось пройтись, на закат пошли к ступе Lawkananda, находящейся на берегу Иравади, в Новом Багане. Но ступа была закрыта чехлом из рогожек. Полюбовавшись видами на реку, которая неспешно несла свои медовые, от закатного солнца, воды, и посмотрев на огромных рыб в соседнем озерце, вернулись в гостиницу. В прокате, где мы брали электроскутер никого не было (полный дзен, никто не принимает их обратно), пришлось сдать его в гостиницу (скутер на парковку, а ключ на рецепшн).
Завтра вылетаем в Янгон.
Янгон
В аэропорту Багана была акция, можно было купить билеты непосредственно перед вылетом почти в два раза дешевле, всего за 40 долларов. Правда, у авиакомпании нет ни сайта, ни email-a и в список пассажиров пишут в табличку от руки 🙂 поэтому и по 40.
Янгон большой город с населением около 7 млн человек ( по разным подсчетам 4-5 млн., хотя такого количества ни людей ни машин мы не заметили). Янгон уже больше похож на город, чем Мандалай. Из аэропорта в отель добрались быстро, несмотря на то что Гугл обещал пробки, стояли только на светофорах (они в Янгоне есть:))), никаких пробок не было. Первым делом, конечно же, пошли к ступе Шведагон.
Людей было немного, поскольку стояла самая жара. Энергетика у ступы потрясающая, обязательно надо помедитировать, чем мы и занялись. После прогулялись вокруг озера, чтобы посмотреть на копию королевской баржи, в которой сейчас находится ресторан. По пути посетили ещё одну чудаковатую, современную Mahavijaya пагоду,1980 года, содержащую реликвии пожертвованные королём Непала и оформленную в стиле развлекательных парков 🙂
К закату вернулись к Шведагону на вечернюю медитацию. Солнце село, шпиль ступы Шведагона в вечерней подсветке разрезал черноту ночного неба.
Вечером пагода особенно красива.
Шведагон (Shwedagon) или Золотая пагода, Янгон. Согласно преданию здесь хранятся реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.
Золотой камень / Golden Rock
Изменения в плане поездки и замена автобуса на перелет из Багана в Янгон выиграли почти целый день в Янгоне и мы решили съездить к золотому камню.
Золотой камень — это скала висящая над пропастью, которую по легенде удерживает волос Будды, что хранится в пагоде, построенной на этой скале.
Дорога до местечка Кинпун на автобусе заняла 3 часа, затем мы погрузились в грузовик, который отвозит паломников на вершину. В грузовике на лавках помещается чуть более 40 человек. Немного отъехав, мы сделали остановку для сбора денег за проезд и продажи сопутствующих товаров. Один бирманец прочитал молитву и собрал пожертвования в серебряную чашу.
Бетонная дорога карабкалась вверх в густых зарослях. Дорога новая, есть участок 300-500 м грунтовки, но ее уже делают. Мы снова остановились пропуская колонну едущую вниз.
На половине пути выехали к канатной дороге, несколько местных вышли (для них это аттракцион), но смысла пересаживаться нет — грузовик везёт к верхней станции канатки. Когда канатку дотянут в самый низ — многое поменяется, хотя иностранцев — единицы. В грузовике мы были одни — неместные, а возле камня нам повстречалась только одна пара европейцев.
Наверху одно направление — к Золотому Камню, идти минут 5-7. На полпути иностранцев заворачивают на покупку билетов. Мы записались вслед за индусами и поспешили к святыне.
К Золотому камню пропускают только мужчин (считается, что только женщина может сбросить скалу в пропасть), проносить фотоаппарат или смартфон запрещено.
Я оставил Сашу со смартфоном в стратегической точке откуда можно сделать фото и пошёл к камню.
Паломники клеили золото на поверхность и молились. Что-то я не подготовился. Я вышел за золотом 🙂 Упаковка золотишка стоит 1800 кьят (1,5 долл) в ней 5 пластинок золота на бумаге.
Я попытался приклеить золото где-то пониже, не там, где все, но меня отправили клеить, где клеят все. Да, и не клеилось оно в другом месте.
От большого слоя золота поверхность скалы — мягкая и липкая. Все 5 пластинок легко приклеились. Видимо, за счёт золота увеличивается масса другой стороны камня тем самым сохраняя баланс. Это такое объяснение родилось для любителей альтернативной истории и поклонников теории плоской земли. На самом деле скала довольно устойчива.
Местные приезжают к камню с ночевкой, поэтому у многих большие сумки с едой и пожитками.
Место намоленное, что-то в нем есть. Да, и полежать на горячих камнях и посозерцать красоту — приятно.
Назад вниз собралось больше сотни человек. Подъезжавшие грузовики штурмовались со всех сторон, но никакой проблемы не было — прибыла новая колонна и почти все погрузились.
В Кинпуне быстро нашли автостанцию и выбрали автобус поприличнее на вид и ближайший по времени отправления.
Ха-ха, рано обрадовались. Сначала автобус останавливался на каждом углу в поисках пассажиров (при том, что он уже был полный), но ведь под сидениями есть еще пластиковые табуреточки :). Так, набрав ещё полный проход пассажиров, мы обрадовались, что теперь то мы без промедления направимся в Янгон. Не тут то было, мы остановились на каком-то пустыре, чтобы купить продукты и подкрепиться:)), минут на 20-ть. Дальше, как оказалось, мы поехали не по короткой дороге, а через Баго (Пегу), т.е. через все возможные села. Высаживая и подбирая пассажиров. Часа через 3 пути мы сделали ещё одну остановку для посещения туалета, в какой-то придорожной забегаловке. Но это было ещё не все! Перед самым Янгоном мы заехали заправиться. Таким образом, только в восемь часов, проведя 5 часов в пути, мы вернулись в Янгон. Спрашивайте прямой автобус, не через Баго (Пегу) 🙂
Видимо, нам показалось мало, и мы решили съездить посмотреть пагоды Ботатон и Сула, дорога к которым заняла ещё больше часа на такси. И тут нам снова «повезло» 🙂 таксист попался с поломанной машиной, которая плохо трогалась с места, поэтому он выбирал путь, чтобы останавливаться как можно меньше, а в остальное время мы просто неспешно катились :). Спешить нам уже было особо некуда, да и таксиста было жалко, поэтому в полном дзене, вдыхая «ароматы» тёплого ночного воздуха, неспешно катились по ночному Янгону. Пагода Ботатон, расположенная на берегу реки Янгон, как архитектурное сооружение, не представляет никакого интереса, поскольку была полностью разрушена вовремя Второй Мировой войны, но в ней было найдено много артефактов, в том числе и цилиндр с пучком волос Будды. Несмотря на безвкусное современное оформление (саму ступу не было видно из-за чехла из циновок), но энергетика очень мощная.
После этого мы прогулялись к Сула пагоде, в которой хранится волос Будды. Также от этого места начинается британская разметка улиц. Согласно легенде Сула пагода была постороена в 230 до н. э. монахами, отправленными из Индии ко двору Татона. Она получила своё название от имени хранителя места — Сулерата, который и направил монахов к холму, где находится сейчас Шведагон и где были размещены остальные три волоса Будды. Сама ступа неоднократно перестраивалась. Ночная жизнь рядом со ступой ещё кипела, через дорогу находилась сцена и на ней происходило какое-то непонятное движение, торговали лоточники и местные проводили время сидя на маленьких пластиковых стульчиках за такими же столами, в так называемых кафешках :). Уже было поздно, накатывал сон, поэтому пешком не пошли, а взяли такси и быстро добрались в отель. Смыть пыль и спать!!!!
Завтра вылетаем в Куала-Лумпур, а оттуда во Вьентьян (Лаос).
Путешествие в Юго-Восточной Азии продолжается.